Friday, January 10, 2014
Глава Бешалах – Понимание Раши: Молитва, как привычка
Шмот 14:10-11: «Фараон приближался. Посмотрели сыны Израиля и видят: за ними гонятся египтяне! Ужаснулись сыны Израиля и воззвали к Господу. – Разве нет могил в Египте, - сказали они Моше, - что ты привел нас погибать в пустыню?»
Раши, 14:10, предлагаемыйкомментарий. «УжаснулисьсыныИзраиляивоззваликГосподу.» Они постигли умение своих про отцов; что касается Авраама, сказано «И встал Авраам рано утром к месту, где он стоял перед Господом»; что касается Ицхака, сказано «И вышел Ицхак под вечер помолиться в поле»; что касается Яакова, сказано «И повстречалось ему одно место.»
Тора повествует нам, что когда Еврейский народ увидел ужасающее приближение египетской армии, они воззвали к Ашем. Раши поясняет, что они воззвали по традиции Авот, что могло считаться важным достижением, так как они выучили силу молитвы от про отцов. Однако, сразу в следующем пасуке говорится, что народ начал жаловаться Моше, что он привел их на смерть в пустыне. Это показывает, что Евреи вообще не находились на высоком духовном уровне. Возникает вопрос: как одна строка демонстрирует великую праведность в молитве Еврейского народа, и уже следующая строка подчеркивает их грешные мысли?
Махарал использует объяснение Раши для своего ответа: Евреи постигли умение своих про отцов в ином понятии. Он пишет, что Раши не восхваляет еврейский народ за то, что они переняли традицию Авота в молитве. Они не взывали с искренней мольбой к Ашем, как делают праведники (цадиким). Наоборот, Раши объясняет, что они молились, потому что это было принято делать их предками; другими словами, они молились из привычки. Таким образом, когда в Торе говорится, что они взывали к Ашем, это не значит, что они достигли высшего духовного уровня. Соответственно, становится понятно как в следующей строке описывается их поступок, заслуживающий порицания.
Ответ Махарала раскрывает непростую правду про молитву. Самое легкое – это пробежать глазами определенный текст молитвы, хоть это и прискорбно, но хотя бы понятно, что чтение одного и того же текста по сто раз может иногда привести к тому, что человек начнет молиться самостоятельно. Исходя из того, что те тексты, которые человек повторяет во время молитвы не были выбраны им самим, возможно, что его молитва перейдет в привычку, если он не начнет ценить и осмысливать то, что говорит.
Однако,Махарал имеет в виду особый вид молитвы; молитва, обращенная к Ашем во время нужды – это составляет время в наших молитвах, когда люди добавляют собственные молитвы своими словами, а также молитва в любое время дня, когда человеку что-то необходимо. Мы учим от Махарал, что даже такие виды молитвы могут быть испорчены привычкой. Это значит, что человек может молиться во время нужды просто потому что он так привык, и сама молитва не несет в себе никакого смысла. К тому же, это может происходить даже когда человек добавляет молитвы и просьбы к его ШмонеЭсре на постоянной основе. Так как же человеку избавиться от этого? Один из путей, это изучение способов, которые разрабатывают понятие важности молитвы, подчеркивают, что молитва - путь соединения с Ашем. Второй путь, это отказ от использования одних и тех же молитв каждый тфилла. Например, если дело идет о молитве за детей, то один Рав предлагает каждый день молиться за определенного ребенка, чтобы молитва не «устарела».
Мы увидели распространённость ошибки молитвы по привычке, даже во время истинной нужды; первый шаг в сторону улучшения, это мысли о том, как можно улучшиться – с этим искренним желанием Ашем точно поможет нам достичь цели.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment