Tuesday, December 31, 2013
Глава БО - По Комментариям Раши - Фараон и Авраам
ШМОТ 12:29-30 "В полночь поразил Господь всех первенцев в земле египетской, от первенца фараона, восседающего на престоле, до первенца пленника в тюремной яме, и всех первенцев скота. Фараон встал той ночью - он сам, все его рабы и все египтяне, - и поднялся великий вопль по [всему] Египту, так как не было дома, где бы не было мертвеца."
Раши 12:30 Фараон встал той ночью: "С постели своей"
Моше Рабейну предупредил фараона, что после 9-ой казни, наступит самая страшная - смерть каждого первенца Египта. Когда обещание было исполнено, Тора делает чрезмерный акцент на том, что фараон "встал той ночью", а Раши указывает, что фараон встал "с постели своей". Эта якобы безобидная деталь показывает нам урок, который мы можем выучить из поведения фараона. "Сифтей Цадик" объясняет, что Тора подчеркивает удивительную упрямость этого злого человека. Моше абсолютно правильно предсказал время и суть 9-ти казней, поэтому фараон должен был взволноваться, когда услышал, что все первенцы Египта погибнут, ведь он сам был первенцем! Но он был настолько уверен, что ничего не произойдет, что спокойно заснул в ту ночь глубоким мирным сном!
Этот инцидент дает нам еще один пример извращенного рассуждения фараона - он постоянно препятствовал логическому осмыслению событий, которое бы бесспорно заставило его (мягко говоря) задуматься над самым новым предсказанием Моше. Каким-то неведомым образом он сумел отречься от логики и действительно рассудить, что ничего не произойдет - это и дало ему возможность спокойно спать, пока он не был грубо разбужен.
В Торе описывается аналогичная ситуация, когда еще один человек смог заснуть крепким сном, не смотря на то, что любой другой в его ситуации не смог бы: это был Авраам Авину. Всевышний скомандовал ему принести в жертву его любимого сына: Ицхака Авину: Тора говорит нам, что Авраам встал рано тем утром, чтобы совершить то, что ему сказал Б-г. Единственное затруднение заключается в том, что подобно фараону, Авраам спал спокойно в ту ночь. На рассмотрение - даже самые сильные из нас не смогли бы даже заснуть перед тем, как совершить такой трудный поступок; мы бы провели всю ночь в волнении и молитве, но Авраам заснул. Но если пример фараона только подтверждает его ничтожество, пример Авраама напоминает нам об его непостижимом величестве. Он не понимал, почему Всевышний приказал ему принести в жертву Ицхака, хотя обещал Аврааму, что сын получит его духовное наследство. Несмотря ни на что, у него было абсолютное "Менуха Ханефеш" (спокойствие), потому что он настолько верил в то, что Всевышний - всемогущий и всесильный. Таким образом он и сумел заснуть, как ни в чем не бывало.
Фараон учит нас нелогичному сопротивлению событиям, которое дало ему возможность заснуть перед предстоящей катастрофой. Из его негативного примера мы видим последствия невнимания к тому, что доносит до нас Всевышний, будь то чудесное вмешательство ради спасения евреев от врагов или личное указание на то, чтобы мы изменились в лучшую сторону. Мы все имеем немного от негативной черты характера фараона и зачастую не меняем себя или свои действия не смотря на то, что происходит вокруг нас. С Б-жьей помощью, крайний пример фараона поможет заметить данную черту в нас самих и стать более чуткими к общению со Всевышним. С другой стороны, мы имеем прекрасный пример Авраама: в ситуации, когда человек не может ничего изменить, ему обязательно иметь признательность за все, что делает Всевышний.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment